Разделы Турция
История Турции География Турции Климат Турции
Курорты Турции Экскурсии Турции Культура Турции
Экономика Турции Развлечения в Турции Интересное о Турции
Отели Турции

Турция, Экономика Турции



    Динамичная экономика Турции представляет собой сложное сочетание современной промышленности и торговли, наряду с традиционным сельским хозяйством, на которое приходится более 35% рабочих мест. Можно отметить быстро растущий частный сектор, но государство все ещё играет важную роль в базовых отраслях промышленности, банковском деле, транспорте и связи. Самой крупной отраслью промышленности Турции является сектор по производству текстильных изделий и одежды, на которую приходится одна треть всех промышленных рабочих, но она сталкивается с жесткой конкуренцией на международных рынках. Однако в других секторах экономики, в частности, автомобильной и электронной промышленности, растет значение Турции в общем объёме экспортных товаров.

    Важнейшим условием ускорения темпов экономического роста является увеличение накоплений и использование их в целях воспроизводства. По подсчетам турецких плановых органов, каждый процент прироста совокупного общественного продукта требует отвлечения в фонд накопления около 3% ВНП.

    Сдвиги в использовании ВНП были достигнуты прежде всего за счет наращивания собственного экономического потенциала, а также интенсификации основных принудительных и полупринудительных методов государственного накопления: расширения налогообложения, главным образом косвенного, привлечения ресурсов фондов социального страхования и пенсионного обеспечения, использования методов дефицитного финансирования.

В 1995 экспорт Турции составил 21,6 млрд. долл., а импорт – 35,7 млрд. долл. Помимо ежегодных расходов на покрытие большого торгового дефицита, страна в 1990–1995 выплатила 28,3 млрд. долл. по иностранным долгам. В 1995 денежные переводы от выехавших на работу в Европу турецких граждан составили 3,3 млрд. долл.

На протяжении 1970-х, 1980-х и 1990-х годов Турция сталкивалась с серьезными трудностями по выполнению своих обязательств перед иностранными кредиторами. Для получения новых займов она была вынуждена принять жесткую экономическую программу, предложенную Международным валютным фондом. Установившаяся в последние годы тенденция постоянного опережения роста импорта по сравнению с ростом экспорта сохранялась после 2000 года. Это вызвало хронический и увеличивающийся дефицит внешней торговли, который достиг в 2003 году рекордной цифры в 4,2 млрд.долларов. Дефицит торгового баланса покрывается главным образом за счет валютных доходов турецких рабочих за границей, а также получения займов и кредитов, в основном от развитых капиталистических стран

. В отдельные годы для покрытия дефицита используется золотой запас. Государственный сектор установил известный контроль над сельскохозяйственной продукцией на внешнем рынке, им осуществляется непосредственно треть экспортных операций. Кроме того, государственный сектор целиком контролирует импорт сельскохозяйственных продуктов. В то же время значительная часть импорта товаров, предназначенных для нужд государственных организаций, является источником дохода частных лиц, посреднических и комиссионерских. Услуги оптово-розничной торговли обеспечили в 2003 около 20% стоимости ВВП. В системе оптовой торговли важнейшее место принадлежит товарным биржам. Наибольший объем сделок в 2003 был осуществлен на Стамбульской, Измирской и Конийской биржах. Всего в системе оптовой и розничной торговли Турции по состоянию на 1997 функционировало свыше 700 тыс. предприятий, на которых было занято свыше 1,8 млн. человек. В мировой торговле Турция занимает незначительное место. Так, в 2000 году ее доля составляла 0,27%, в 2006 - 0,39% (самая высокая за всю историю), а в 2007 году упала до 0,24%. По предварительным данным в 2000 и 2001 гг. эта доля соответственно составила 0,20% и 0,36%.

Обрабатывающая промышленность На протяжении последних десяти лет изменение соотношения основных отраслей промышленности по стоимости продукции были не слишком значительными: неизменно лидировала обрабатывающая промышленность с удельным весом свыше 80%, удельный вес добывающей промышленности составлял порядка 5%, остальная часть приходилась на энергетику, газо-и-водоснабжение. Около 3/4 всего индустриального производства и занятого в нем населения сосредоточены в Стамбуле и Измире и в примыкающих к этим городам прибрежных районах Мраморного и Эгейского морей. Другими важнейшими промышленными центрами являются Анкара, район Чукурова, а также Зонгулдак на побережье Черного моря, где добывается каменный уголь и поблизости, в Карабюке и Эрегли, выросли два крупных металлургических комбината. В 1993 выплавка стали достигла ок. 10,3 млн. т. Наиболее развитые отрасли обрабатывающей промышленности: пищевкусовая, текстильная, химическая и производство строительных материалов. Создана черная и цветная металлургия. Основные металлургические заводы расположены в Карабюке, Измире, Эрегли и Искендеруне. Предприятия цветной металлургии: свинцово-цинковый комбинат в Кайсери, алюминиевый комбинат в Сейдишехире, медеплавильные заводы в Самсуне, Эргани и Мургуле. Важным структурным сдвигом в турецкой обрабатывающей промышленности является неуклонное сокращение доли государственного сектора и укрепление позиций частного, в том числе, в результате процесса приватизации. Так, в 2003 г. на долю государства пришлось менее 4% от общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Энергетика Турция является важным потребителем энергии и важным звеном в транспортировке энергии. В 2003 выработка электроэнергии в Турции составила 141,7 млрд. кВт/ час. После падения производства в кризисном 2001 на 1,8% турецкая электроэнергетика продемонстрировала значительные темпы роста производства – 5,4% в 2002 и 8,5% в 2003. По данным на 2003 29% электроэнергии производилось на тепловых электростанциях, использующих каменный и бурый угли, 8% – на тепловых электростанциях, использующих нефтепродукты, 45% – на тепловых электростанциях работающих на природном газе, 28 % – на гидроэлектростанциях. Незначительная доля электроэнергии вырабатывалась на электростанциях, использующих энергию солнца, ветра и биологические виды топлива. Атомной энергетики в Турции на сегодняшней день не существует. После падения производства в кризисном 2001 на 1,8% турецкая электроэнергетика продемонстрировала значительные темпы роста производства – 5,4% в 2002 и 8,5% в 2003. Для экономики Турции все еще характерны значительные потери электроэнергии при транспортировке – в сумме около 20%. Первичное потребление энергии в Турции обещает расти на 6 % ежегодно. Чтобы удовлетворить энергетические запросы Турции, в энергетическую отрасль до 2020 года необходимо инвестировать порядка 130 млрд. долларов США.

Турция богата полезными ископаемыми. Среди них особенно важны черный и бурый уголь, хромиты, медная и железная руда, также добываются свинцовые и цинковые руды и сера. В 1950 на юго-востоке Анатолии была найдена нефть, а в 1994 было произведено 3,7 млн. т. нефти. Большая часть ввозимой сырой нефти перерабатывается на заводах в Мерсине и Измите.

Турция пока не располагает крупными разведанными запасами нефти, одной из причин этого является, вероятно, пока недостаточная геологическая освоенность террритории. В недрах страны залегают каменный и бурый уголь, различные рудные ископаемые: железо, свинец, цинк, марганец, ртуть, сурьма, молибден. На долю Турции приходится 25 % общемирового запаса ртути. Здесь имеются богатейшие залежи вольфрама, известно около ста месторождений меди. Из нерудных ископаемых известны месторождения селитры, серы, мрамора, морской ненки, поваренной соли. Естественной солеварней, снабжающей солью всю Турцию, является озеро Туз.

Сельское хозяйство Турции, несмотря на очень заметный позитивный сдвиг в индустриальном секторе, продолжает занимать среди отраслей экономики по ряду параметров главенствующее положение: в земледелии, животноводстве и других, примыкающих к ним сферах экономической деятельности (лесное хозяйство, рыболовство) занято свыше половины всего самобытного населения и создается пятая часть валового национального продукта. Доля сельскохозяйственных товаров в экспорте страны за последние годы заметно снизилась, но, тем не менее, не опускается ниже 20-25 %. В земледелии создаются почти две трети всего дохода данной отрасли.

На втором месте находится животноводство (33,4 %). Обе отрасли развиты преимущественно на Анатолийском плоскогорье, где активно идет внедрение улучшенных семян, минеральных удобрений и породистого скота и обеспечивают 2/3 всей сельскохозяйственной продукции. Животноводство остается важнейшей отраслью прежде всего в горных восточных районах, где занятие земледелием ограничено из-за сложных природных условий. Роль лесного хозяйства (1,9 %) и рыболовства (1,7 %) незначительна. В Турции почти 10% крестьянских семей располагают лишь небольшими земельными участками или вообще не имеют земли. Требования проведения аграрной реформы особенно сильны в Восточной Турции. В 1973 правительство приняло программу, по которой 3,2 млн. га земель намечалось перераспределить среди приблизительно 500 тыс. безземельных крестьян в течение следующих 15 лет. 1/4 этих земель находилась в частном владении, а остальная часть принадлежала государству. Однако вследствие политической нестабильности в 1970-х годах программа не была выполнена.

Суммарная стоимость транспортных услуг и услуг связи в 2003 составила свыше 15% стоимости ВВП. Лидирует по объему пассажирских и грузоперевозок автотранспорт (свыше 90% как по первому, так и второму показателям). Общая протяженность автодорог Турции, подведомственных Генеральному управлению автодорог, – 67 372 км, железных дорог, относимых к категории основных – 8607 км. Они напрямую связаны с рельсовой сетью Сирии, Ирана и европейских стран. Шоссейных дорог с твердым покрытием в 1995 насчитывалось около 46 тыс. км, а парк легковых автомобилей превысил 3 млн. единиц.

Основы Проекта по строительству подводной железнодорожной тоннели через Босфор, под названием «Мармарай», были заложены 9 мая 2004 г, а реальные работы начались 27 августа 2004 г. Ожидается, что общие расходы на проект, который соединит Европу и Азию через Мраморное море на глубине 58 м. и будет завершен в 2008 г., составят 2-2,5 млрд. долл. Благодаря проекту, число пассажиров, перевозимых с одного континента на другой, увеличится от 10 тыс. в час до 150 тыс., а доля рельсовой системы в перевозках достигнет 27%. Упор в зарубежных грузовых перевозках делается на морской транспорт. Турция, имеющая общую береговую полосу в 8333 км в 2005 г. 73,9% экспорта и 92,7% импорта перевезла морским путем. 86,1% внешней торговли было осуществлено морским путем.

Внутренние и международные воздушные перевозки осуществляют фирма «Турецкие авиалинии» и несколько частных авиакомпаний. Аэропорты Стамбула и Анкары обслуживает несколько десятков международных авиалиний. В секторе турецкой гражданской авиации, на сегодняшний день, для осуществления пассажирских и грузовых перевозок регулярными и чартерными рейсами, даны полномочия 16 предприятиям, Услуги, в секторе гражданской авиации, оказываются посредством, имеющихся в структуре этих предприятий, 222 крупноформатных самолетов (из них 20-грузовые самолеты), располагающих 37456 креслами и объемом карго в 610 тонн. По территории Турции проходит 1738 км нефтепроводов, осуществляющих транспортировку сырой нефти, 2321 км трубопроводов, перекачивающих нефтепродукты, 3177 км газопроводов. В 2005 был введен в строй нефтетрубопровод Баку – Джейхан (побережье Средиземного моря). Крупнейшими портами на территории Турции являются Стамбул, Измир, Мерсин (Ичель), Искендерун, Измит (Коджаэли), Самсун, Трабзон, Хопа. В 2004 на территории Турции функционировало 120 аэропортов. В 2004 в Турции насчитывалось 19,5 млн. телефонных линий, использовалось свыше 27 млн. мобильных телефонов. Число пользователей Интернет в 2004 составило 8,0 млн. чел.

Внимание! Уважаемые туристы, в основном мы сейчас работаем дистанционно, если вы хотите очной встречи с вашим менеджеров в офисе или намерены оплачивать наличными, то записывайтесь на посещение офиса заранее. Наш офис сертифицирован на предмет безопасности по Covid. QR код безопасности.