Разделы Греция
История Греции География Греции Климат Греции
Курорты Греции Экскурсии Греции Культура Греции
Экономика Греции Развлечения в Греции Интересное о Греции
Отели Греции

отдых в Греции,история Греции

Греческий народ прошел долгий путь исторического развития. На тех землях, где располагается современное государство Греция, жили люди различной этнической принадлежности, происходили сложные и значительные события политического, экономического и культурного характера. Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции).

Древнегреческая цивилизация делится на три периода:

1. Архаический (8-6вв.) Архаичный период - эра главных социальных и политических изменений. Греческие городские государства образуют свои колонии недалеко от запада Испании, на севере Черного моря и на юге северной Африки (2-ая греческая колонизация) и закладывают основу для пика классического периода.

2. Классический (5-4вв.) Признаком классического периода является культурное и политическое господство Афин, такого что вторую половину 5-ого столетия до н.э. называют "Золотым Веком" Перикла. С окончанием пелопоннесской войны в 404 до н.э., Афины утрачивают свое господство.

3. Эллинистический (4-1вв.) В течение этого периода греческие города остаются более или менее автономными, но теряют большую часть былой мощи и престижа.

    Считается, что было две попытки формирования цивилизации.
  • 1. Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто минойская культура.
  • 2. Второй опыт начался в архаическую эпоху (8-6в. до н.э.). Собственно это и было непосредственное строительство древнегреческой цивилизации. Этому способствовало Во-первых, возросшая технологическая база и экономический уровень развития общества в условиях победы железного производства. Во-вторых, углубление общественного разделения труда. В-третьих, формирование подлинных городских центров. В-четвертых, формирование развитого типа рабовладения.

Древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как: кеклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам) которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса который жил в городе Кноксе).

В настоящее время посетители страны могут увидеть "отпечатки пальцев" греческой истории с периода палеолита до римской эры на сотнях археологических участках, разбросанных по всей стране, так же как в многочисленных археологических музеях, рассеянных по всему греческому материку и островам. С Византийского периода и периода владения Оcманской империи все еще существуют многочисленные памятники, типа Византийских и Поствизантийских церквей и монастырей, зданий, замков, различных памятников, таких как традиционные поселения, многие из которых сохраняют свою Оттоманскую и, частично, Византийскую структуру. В 1974 г. после семилетней диктатуры был проведен референдум и система правительства изменена с конституционной монархии на Президентскую Парламентскую Демократическую республику. Греция стала членом Европейского Экономического Сообщества в 1981г.

История греческих цивилизаций начинается на Крите около 6000 г. до н.э. в эпоху неолита. В Каменный век для изготовления орудий использовались камень, кость и рог. Поражает мастерство, с которым древние изготавливали глиняные сосуды, фигурки мужчин и женщин. Выгодное географическое положение на перекрестке морских путей, сила, религия и право послужили основой для развития торговли и создания цивилизации, до сих пор поражающей нас свои изяществом и могуществом.

Возникновение на Крите первых государств относится к началу II тыс. до н.э. Тогда же на острове появляется собственная, сугубо местного происхождения письменность. Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н.э. столицей всего острова. В дальнейшем власть кносских царей распространилась на многие острова и прибрежные области Эгейского моря. Критский флот господствовал в Восточном средиземноморье, очистив его от пиратов и установив там свободу судоходства. Крит развивал связи с Кикладскими островами, материковой Грецией, Сирией, Египтом и Месопотамией. Расширялось мореплавание и торговля, а значит, усиливалось влияние других культур. Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII – XVI вв. до н.э. В это время критский флот доминировал в Восточном Средиземноморье. Корабли критян арендовали даже египтяне. У кораблей имелись не только каюты для матросов, но и для пассажиров (в основном для знатных особ и членов их семей). Корабли постоянно курсировали между Египтом и материком (южной частью Балканского полуострова).

Минойская цивилизация просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос. Он обнаружил неповторимые дворцовые сооружения, которые принадлежали царю Миносу. Исходя из находок А. Лева можно представить жизнь населения того времени на острове Крит. Минойская цивилизация во-первых характеризуется рассветом земледельческой культуры. Здесь была освоена вся пригодная для обработки земли территория. Приблизительная её периодизация следующая:

•Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.).

•Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

•Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов. Ранние формы письменности.

•Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами.

Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами. Древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как: кикладская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам) которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса который жил в городе Кноксе)

Период процветания минойской цивилизации продолжался до XV в. до н.э. За это время остров покрылся сетью мощнейших дорог со сторожевыми пунктами и постоялыми дворами. Появились новые города, перестраивались и благоустраивались старые. Критское государство представляло собой монархию, во главе которой стоял сакрализованный правитель. Косвенно об этом можно судить по тому, что не найдено ни одного изображения, которое можно было бы с уверенностью назвать портретом царя. Так обычно поступали, когда правитель считался богом и лицезреть его простым смертным было запрещено. Грандиозные размеры имел сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе.

Отличительные черты Минойской цивилизации:

1.Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем.

2.Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (напр., использование колонн).

3.Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.

4.Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка (см. таврокатапсия).

5.Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н.э. (Кносс, Фест, Маллия).

6.Как и другие доиндоевропейские религии Европы, миносская религия не чужда пережитков матриархата. В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты). Загадка гибели критской культуры не разгадана. Возможно, она погибла от гигантского природного катаклизма, о чем свидетельствуют обнаруженные при раскопках следы пожаров и разрушений. По всем признакам катастрофа случилась мгновенно и неожиданно. Некоторые исследователи сравнивают гибель Минойской культуры с гибелью легендарной Атлантиды.

В XV в. до н.э. ахейцы ассимилировались с местными жителями и создали Микенскую культуру (по названию главного города-крепости – Микены в северной части Пелопоннеса). Захватив Крит, ахейцы унаследовали часть его культуры. Микенская цивилизация считается преемницей Минойской, которая процветала на греческом острове Крит, наиболее красочно отражает ее Кноссос. Кноссос считается самым ценным и разнообразным свидетельством культуры эпохи неолита, как последняя ступень перед классической цивилизацией. Человеческие поселения образовались тут еще в 7 000 году до н.э. Остатки греческих обществ, производязщих пищу, были обнаружены в пещере Франчти, и Сессалии, и датируются периодом карбона, то есть около 6 500 года до н.э.Среди самых значительных археологических раскопок был Акротири на острове Санторини. Здесь древнейшие человеческие поселения датируются поздним неолитом (около четвертого тысячелетия до нашей эры), но около 2 000 – 1650 гг. до н.э. Акротири превратился в один из главных портов бронзового века, из-за чего здесь можно найти предметы не только родом с Крита, но и Анатолии, Кипра, Сирии, Египта, островов Додеканес и материковой Греции. В середине Минойского периода появились огромные дворцы в Кноссосе и Фесте. Работы по керамике, слоновой кости и металлообработке достигли своего расцвета.

В конце минойского периода произошло землетрясение (по другой версии – вторжение), которое разрушило Кноссос, но позднее дворец был отстроен заново. Кноссос вновь был разрушен около 1500 года до н.э., как результат вторжения с материковой, микенской части. Окончательное разрушение дворца в 1400 г. До н.э. знаменует падение и обнищание минойской культуры, после чего культурный центр перемещается из Эгеи в Грецию. Микенская цивилизация (Балканская Греция)

1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н.э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н.э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н.э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйствролорюбьие ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н.э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности. XIV – XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны.

Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней. С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют «темным периодом» развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре. Ни Фукидит, ни Геродот, ни Аристотель даже не упоминают о ней в своих сочинениях. И лишь Гомер в VII в. до н.э. в своих поэмах смутно намекал о какой-то загадочной культуре прошлого. Гомер описал историю Троянской войны, которая велась в XII в. до н.э. Благодаря открытиям Генриха Шлимана и Артура Эванса, человечество с удивлением обнаружило, что осада Илиона ахейским войском под предводительством микенского царя Агамемнона это не плод гомеровской выдумки, а реальный исторический факт.

Временными рамками, которые охватывают данный период, являются 11-9 века до н.э. Что касается этого периода, то он до сих пор являются самым таинственным и загадочным в античной истории. К этому периоду относится рождение и гибель Минойской и Микенской цивилизации.

В Крито-микенский период стали возникать первые государственные образования, стало развиваться мореплавание. Происходит установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникает письменность. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н.э. завоеванию греков-ахейцев.

По сути, крито-микенский период, это предыстория Античности. Этот период называют “Темные века” в истории Греции. Это связано с тем, что о нем до нас дошло мало информации, но всё же есть основания предполагать, что именно на этом этапе греческое общество погружается в полосу упадка (это связано, прежде всего, с крахом крито-микенской цивилизации), в результате чего на смену развитой экономике приходит сельская община. Тем не менее, начинают появляться орудия труда из железа, греки начинают использовать алфавит.

В конце этого периода появляются две Великие поэмы Гомера “Илиада” и ”Одиссея”. С гомеровским периодом связано окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н.э.) Первый период античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века. Хотя 8-7 веке до н.э все ещё в значительной степени протоисторические, с самыми ранними греческими алфавитными надписями, появляющимися в более поздней 8-ого столетия.

Началом периода Античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н.э. Эта эпоха занимает особое место в истории Греции. Это связано, прежде всего, с разложением родового строя, становлением государственности, возникновением городских центров и товарно-денежной экономики, небывалым подъёмом культуры, зарождение науки и литературы. Кроме того, важнейшими явлениями эпохи была великая греческая колонизация и борьба демоса с аристократией, в ходе которой произошло формирование полисного строя и его постепенная демократизация. С этим периодом связаны раннегреческие тирании, этническая консолидация эллинского общества, создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Хронологическими рамками, которые охватывают данный период, являются 5-4 века до н.э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. Для данной эпохи характерно еще одно важное явление: начало широкого распространения в Греции рабства классического типа. Существовали две основные формы рабства: рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей, и рабство классического типа, наиболее распространенное в экономически развитых центрах. Уже в самом начале полисной цивилизации пришлось отстаивать свою самобытность и право на свое существование в борьбе с «мировой» Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад.

Данная эпоха характеризуется войнами. Война греков с персами(500-449 гг. до н.э.). Поводом для войны послужило восстание греческих городов Малой Азии против власти персов в 500 г до н.э. Греко-персидские войны оказали существенное влияние на социально-экономическое развитие Эллады. Особенно важным стал второй этап войны, когда греки одерживали победы и обращали в рабов многочисленных военнопленных. Цены на рабов падали, что позволяло людям среднего достатка приобретать их. Тем самым греко-персидские войны способствовали широкому распространению рабства в Греции.

Победа греков, объединившихся перед лицом общей опасности, привела не только к усилению внешнеполитического значения Греции, но и к существенным социально-политическим и экономическим переменам внутри самого эллинского мира: демократизации полисного строя, развитию экономики и рабовладения. После изгнания персов из Греции наступил подъем экономики. В сельском хозяйстве стал широко применяться рабский труд, почти в каждом хозяйстве теперь появились рабы. Однако крупные рабовладельческие хозяйства были исключением, главным производителем оставался средний крестьянин. Внутриполитическая борьба, развернувшаяся в Афинах в период греко-персидских войн, закончилась победой демократических группировок, во главе которых последовательно стояли Фемистокл, Эфиальт, Перикл. В результате этой победы в середине 5в. до н.э. в Афинах утвердился демократический строй в его классической античной форме. Наиболее существенными характеристиками афинской демократии были: суверенитет народного собрания, право всех граждан на законодательную и судебную инициативу, выборность коллегиальность и ответственность магистратур, материальная поддержка малоимущих слоев общества государством.

Еще одно важное событие, характерное этому этапу,- Пелопоннесская война. В силу того что основу мощи Афин составлял флот, бурно развивается кораблестроение и связанные с ним отрасли ремесла. Руководители афинской демократии стремились сделать свой город красивейшим в Элладе, осуществлялась грандиозная строительная программа, что вызвало подъем строительного деда – от работ в каменоломнях до обработки слоновой кости и золочения статуй. Укрепление Афинского морского союза, растущая сила Афин вызывали беспокойство во многих полисах, усиливая внутреннюю напряженность в Греции. Важнейшим противником Афин выступали Спарта и возглавляемый ею Пелопоннесский союз. Этот союз был достаточно разнороден: в него входили и Спарта с ее аграрной экономикой, и такие передовые в экономическом отношении полисы, как Коринф и Мегары, и мелкие бедные полисы Ахайи и Аркадии. Усиление Афин воспринималось Спартой как вызов. Коринф также опасался его. Уже в архаическую эпоху сложилось своеобразное разделение «зон влияния» между этими центрами: Афины ориентировали свои интересы на восток и север, Коринф – на запад. Однако в V в. до н. э. Афины постепенно проникают и на запад, осваивая пути, ведущие к Сицилии и Южной Италии. Все эти противоречия вызревали постепенно, неоднократно приводя к конфликтам, и наконец в 431 г. до н. э. между Пелопоннесским и Афинским морскими союзами разразилась война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннесской. В результате войны спартанская тирания победила афинскую демократию.Поражение Афин было предопределено действиями спартанской дипломатии, которая смогла получить от Персии значительные денежные субсидии. Именно на персидское золото был создан спартанцами флот, который уничтожил морские силы Афин. Поражение Афин коренным образом изменило ситуацию в Греции. Афинский морской союз перестал существовать. Демократические режимы, установившиеся в большинстве греческих полисов, были заменены олигархическими, опиравшимися на спартанские гарнизоны. Гегемония в греческом мире перешла к Спарте. Пелопоннесская война стала важнейшим рубежом в истории Греции классической эпохи, она знаменовала собой начало кризиса полиса.

Хронологическими рамками, которые охватывают данный период, являются 4-1 века до н.э. В середине 4в. до н.э. на севере Греции возвысилась Македония. В 340 г. Македонский царь Филлит 2 потребовал, чтобы греки признали его власть и под его руководством вступили в войну с Персией. Отказавшиеся подчиняться ливанцы и афиняне были разбиты в битве с македонцами в 338 г. до н.э. при Херонее. В этой битве отличился 18-летный сын Филиппа Александр, ставший через 2 года царём Македонии и вождем всей Эллады. Его воспитателем был Аристотель. В 20 лет Александр вступил на престол и взял власть в Македонии в свои руки. Александр предполагал укрепить своё господство в Греции и расширить владения в Азии. Он сразу же вступил на путь военных завоеваний, результатом которых стала огромная империя и титул Александра Великого.

Александр Македонский был военным гением, обладал необыкновенной энергией и мужеством Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья. В 330 г. до н.э. войска Александра Македонского, разгромив Персидское царство, дошли до Южного Афганистана. Затем, через современный Кандагар и Газни, они отравились в Кабкл. Оттуда, пройдя перевал Хавак (3 548 м) в горной системе Гиндукуша, прибыли в Северный Афганистан. После этого македонский царь совершил свой поход к Сырдарье и достиг современного Худженда (до 1991 года – г. Ленинабад). Затем войско повернуло на юг и вторглось в Пенджаб, где из-за недовольства воинов, жары и болезней Александр был вынужден отправиться в обратный путь, во время которого его настигла смерть.

В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода. Военачальники Александра Македонского поделили империю между собой, что привело к территориальным войнам. Позднее стремившиеся увеличить свою территорию римляне сначала угрожали греческим колониям в Италии, а затем после трёх войн с Македонией и восстания в Македонии превратили её и Грецию в провинции своей державы. Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241—197) и Евмене II (197—152), совдавались величественные памятники птолемеевского Египта.

Римский период
Еще в эпоху эллинизма на Балканском полуострове властвовала Римская империя.То,что раньше было греческими городами-государствами,стало римскими провинциями.В 324-330годах нашей эры римским императором Константином I Великим столица империи была перенесена из Рима в Константинополь,построенный на месте древнего города Византия, на европейском берегу пролива Босфор. От этого древнего имени пошло и название Византийской (Восточной Римской) империи. Она была образована в 395 г. в результате распада Римской империи на Западную и Восточную и существовала до 1453 г. Римляне стали приемниками греческой культуры и донесли ее до современного мира. Традиции искусства, литературы и философии римской империи основывались на ценностях порабощенной Греции. Во многом благодаря римским копиям мы можем познакомиться с ярчайшими образцами работы греческих мастеров. Элементы римской архитектуры повторяют традиции греческих мастеров древности. Как и многие цивилизации до нее, так и многие после, Римская империя пала, разрушенная изнутри богатством, праздностью и корыстью. Юная христианская религия завоевала умы римских граждан и подтолкнула к созданию нового мировоззрения, пришедшего на смену многобожию и язычеству. Окончательный раздел Римской империи на две составные части: Западную и Восточную (Византийскую) утвердил Феодосий Великий, распределив ее между своими сыновьями. До распада Римской Империи Греция входила в ее состав и затем отошла к Византийской империи.
Византийский период В границах Византийской империи жили бок о бок греки, славяне, албанцы, валахи и другие народы, которые обменивались друг с другом культурно-бытовыми навыками. Все они тогда назывались ромеями (римлянами), т. е. гражданами Римской империи. Греки были наиболее многочисленной и культурной этнической общностью среди ромеев, и им принадлежала основная заслуга в создании высокой византийской культуры, одной из великих цивилизаций Европы. Ее философия, история, литература, естественные науки (особенно медицина) оказали большое влияние на развитие культуры народов Балканского полуострова, Западной Европы, Древней Руси, а также ряда областей Азии и Африки.
Византийский период характеризуется формированием христианских традиций. По всей стране строятся церкви и монастыри. Церковь начинает оказывать сильное влияние на общественную жизнь. Значительные средства направляются на социальные нужды, принимаются законы, гарантирующие права женщин и детей. В середине I в. н. э. Грецию, согласно евангельскому преданию, посетил апостол Павел, который проповедовал в Салониках, Коринфе и Афинах. Греция стала центром раннего христианства, родиной одной из основных его ветвей – православия. Восточная, или православная, церковь складывалась и развивалась как часть государственного аппарата, поддерживала императорскую власть. Разобщенность и вражда с западной христианской (католической) церковью, начавшаяся еще в первые века н. э. (особенно после распада Римской империи), привела к формальному разделению церквей в 1054 г. С VI в. сохранился величайший памятник греческого христианства – собор Святой Софии, возведённый в Константинополе – столице Византии (ныне город Стамбул в Турции); позднее был частично перестроен и превращен в мечеть. В Средневековье строятся многочисленные монастыри и церкви на горе Афон (X–XIV вв.), поразительные комплексы Метеоры Монастирии (XIV в.), расположенные на неприступных скалах в горах Пинд, монастыри и церкви города Мистры (XIII–XV вв.). Они стали святынями и местами паломничества православных христиан из многих стран.
Своего расцвета Византийская империя достигает при Юстиниане I, создавшем свод законов, в котором был закреплен союз церковной и светской власти. В этот же период Византийская империя становится могущественной державой на всем Средиземноморье, распространяющей свое влияние от арабского востока до славянского севера. Первое поражение от рыцарей-крестоносцев византийская империя потерпела в 1204 году. Участники 4-го крестового похода основали на ее территории Латинскую империю, но ненадолго. Через полвека византийские императоры вернули себе Константинополь. Византийская империя окончательно пала под натиском турок и в 1453 г. перешла к Османской империи.
Еще в эпоху эллинизма (со II в. до н. э.) над Балканским полуостровом утвердилась власть Римской империи. Вместо прежних греческих городов-государств были образованы римские провинции. В 324–330 гг. н. э. римский император Константин I Великий перенёс столицу империи из Рима в Константинополь, основанный на месте древнего города Византия, на европейском берегу пролива Босфор. От этого древнего имени пошло и название Византийской (Восточной Римской) империи. Она была образована в 395 г. в результате распада Римской империи на Западную
и Восточную и существовала до 1453 г. Римляне стали приемниками греческой культуры и донесли ее до современного мира. Традиции искусства, литературы и философии римской империи основывались на ценностях порабощенной Греции. Во многом благодаря римским копиям мы можем познакомиться с ярчайшими образцами работы греческих мастеров. Элементы римской архитектуры повторяют традиции греческих мастеров древности. Как и многие цивилизации до нее, так и многие после, Римская империя пала, разрушенная изнутри богатством, праздностью и корыстью. Юная христианская религия завоевала умы римских граждан и подтолкнула к созданию нового мировоззрения, пришедшего на смену многобожию и язычеству. Окончательный раздел Римской империи на две составные части: Западную и Восточную (Византийскую) утвердил Феодосий Великий, распределив ее между своими сыновьями. До распада Римской Империи Греция входила в ее состав и затем отошла к Византийской империи.
Византийский период В границах Византийской империи жили бок о бок греки, славяне, албанцы, валахи и другие народы, которые обменивались друг с другом культурно-бытовыми навыками. Все они тогда назывались ромеями (римлянами), т. е. гражданами Римской империи. Греки были наиболее многочисленной и культурной этнической общностью среди ромеев, и им принадлежала основная заслуга в создании высокой византийской культуры, одной из великих цивилизаций Европы. Ее философия, история, литература, естественные науки (особенно медицина) оказали большое влияние на развитие культуры народов Балканского полуострова, Западной Европы, Древней Руси, а также ряда областей Азии и Африки.
Византийский период характеризуется формированием христианских традиций. По всей стране строятся церкви и монастыри. Церковь начинает оказывать сильное влияние на общественную жизнь. Значительные средства направляются на социальные нужды, принимаются законы, гарантирующие права женщин и детей. В середине I в. н. э. Грецию, согласно евангельскому преданию, посетил апостол Павел, который проповедовал в Салониках, Коринфе и Афинах. Греция стала центром раннего христианства, родиной одной из основных его ветвей – православия. Восточная, или православная, церковь складывалась и развивалась как часть государственного аппарата, поддерживала императорскую власть. Разобщенность и вражда с западной христианской (католической) церковью, начавшаяся еще в первые века н. э. (особенно после распада Римской империи), привела к формальному разделению церквей в 1054 г. С VI в. сохранился величайший памятник греческого христианства – собор Святой Софии, возведённый в Константинополе – столице Византии (ныне город Стамбул в Турции); позднее был частично перестроен и превращен в мечеть. В Средневековье строятся многочисленные монастыри и церкви на горе Афон (X–XIV вв.), поразительные комплексы Метеоры Монастирии (XIV в.), расположенные на неприступных скалах в горах Пинд, монастыри и церкви города Мистры (XIII–XV вв.). Они стали святынями и местами паломничества православных христиан из многих стран.
Своего расцвета Византийская империя достигает при Юстиниане I, создавшем свод законов, в котором был закреплен союз церковной и светской власти. В этот же период Византийская империя становится могущественной державой на всем Средиземноморье, распространяющей свое влияние от арабского востока до славянского севера. Первое поражение от рыцарей-крестоносцев византийская империя потерпела в 1204 году. Участники 4-го крестового похода основали на ее территории Латинскую империю, но ненадолго. Через полвека византийские императоры вернули себе Константинополь. Византийская империя окончательно пала под натиском турок и в 1453 г. перешла к Османской империи.

Период турецкого господства в Греции принято считать со времени захвата турками Константинополя в 1453 г. Хотя и после этой даты значительная часть Греции продолжала оставаться свободной. Еще в 1430 г. Турция завладела Салониками, крупнейшим тогда городом Греции, через 18 лет она подчинила себе эпирский деспот, одно из небольших государств, на которые в то время была разделена Греция. После падения Константинополя в 1460 г. султан Мехмед II ликвидировал Афинское герцогство и Морейский деспот. В руках завоевателей оказалась значительная часть континентальной Греции: в 1462 г. турецкий флот захватил о. Лесбос; в итоге турецко-венецианских войн 1463 - 1502 гг. в руки турок попали о. Эвбея и венецианские владения в Пелопоннесе. Далее турки завладели островами Родосом (1522), Хиосом (1566), герцорством Наксос вместе с Кикладами (1579).

Однако многие острова и часть греческого побережья находились под властью венецианцев. Карловицкий мир в 1699 г. закрепил за Венецией Пелопоннес, завоеванный ею в ходе войны с турками 1689 - 1699гг. В 1715 г. турки отвоевали Пелопоннес, но зато до 1797 г. венецианцам принадлежали Ионические острова и некоторые прибрежные города Западной Греции. Лишь к началу XVIII в. туркам удалось одолеть своих соперников в войнах за венецианские владения. Османская империя стала владеть очень большими территориями на Балканах, в том числе и Грецией, завоевание которой тормозило социально-экономическое и политическое развитие. Греческие крестьяне и ремесленники были обложены тяжелыми налогами. Они отдавали завоевателям все, чем была богата греческая земля. Полное бесправие, гражданская неполноценность характеризовали положение греков во времена турецкого господства. Даже в официальных документах греки и другие христиане назывались Портой «райей», т. е. стадом. Особенно широкий размах злоупотребления и притеснения пашей достигли в XVII -XVIII веках, во время прогрессировавшего упадка Османской империи. Наиболее тяжелым для христианского населения был "налог кровью" насильственный набор мальчиков с 13 лет для пополнения янычарского корпуса. Кроме того, острова и некоторые прибрежные районы Греции должны были поставлять еще и матросов для турецкого флота.

Большую экономическую и политическую силу представляла собой греческая православная церковь. Турки стремились использовать в своих интересах эту могущественную организацию и не только сохранили, но и расширили ее привилегии и иммунитеты. Огромные земельные наделы оставались у монастырей. Патриарх являлся одновременно главой греческой церкви и турецким сановником. Получение этой должности зависело от султана и великого визира. С одной стороны, верхушка служителей церкви была не против господства Турции, и даже имела от этого свои выгоды. А часть более низкого духовенства была за народ и хотела добиться освобождения своей страны. К числу греческих привилегированных слоев общества можно отнести фанариотов. Во второй половине XVII в. они проникли в правительственный аппарат Османской империи. Это были богатые и влиятельные греки, которые жили в Стамбульском квартале Фанар, отсюда и их название. Фанариоты считали, что происходили от византийских аристократов и очень этим гордились. Влияние их в государственном аппарате Османской империи еще более возросло во второй половине XVIII в., когда там царил хаос и в дела Турции открыто вмешивались иностранные державы. Видя упадок Османской империи, фанариоты втайне мечтали стать ее наследниками и возродить Византийскую империю. Но нужно полагать, что это желание проявлялось не вследствие особого патриотизма, а из потребности самим стоять у руля власти. Захватив Салоники, султан Мурад II приказал разграбить город. Тысячи его жителей были убиты и уведены в рабство. Такая же участь постигла и многие другие города. Долгое время шло порабощение греков турками. Но все-таки свободолюбивый дух и чувство патриотизма не позволили грекам полностью закабалить себя. Греки при турецком господстве не считала себя рабами, но военнопленными. Греческий народ всегда верил в свое освобождение и боролся за него.

Причиной усиления национально-освободительного движения в Греции послужило прежде всего социально-экономическое развитие страны. К началу XIX в. в Греции усиленно развивалась торговля и мореходство. Последнее достигло господствующего положения в Средиземноморье. Так, например, "в 1803 г. греческие судовладельцы имели 556 кораблей и 16131 матроса". Многие районы османской империи, где проживало греческое население, вели активную торговлю с европейскими государствами. Они экспортировали в основном сельскохозяйственную продукцию. Рост товарно-денежных отношений вызвал большие изменения в сельском хозяйстве. Из натурального оно становилось товарным, и все более подчинялось рынку. Развитие торговли в Греции привело к образованию национального рынка. К этому времени в Греции капиталистические отношения созревали значительно быстрее, чем в провинциях Турции, которая находилась на самой низкой ступени феодализма. Греки, по уровню своего общественно-экономического развития стояли выше своих поработителей. А турецкое военно-феодальное иго являлось тормозящим фактором в экономическом, политическом и культурном развитии угнетенных народов. Но Греция пыталась вырваться из феодальных оков. Вследствие русско-турецких войн конца XVIII - начала XIX вв. кризис Османской империи еще больше усилился, этот факт способствовал ослаблению турецкого владычества. Весь ход экономического и политического развития страны ставил главной проблему свержения турецкого господства и создание независимого национального греческого государства. Православная церковь сыграла ведущую роль в поддержании революционной борьбы. Открытое выступление началось в марте 1821 года, когда патриарх поднял революционный флаг. Подготовка восстания велась членами "Филики Этерии" под руководством генерала майора русской армии Александра Ипсиланти. Организации, созданной одесскими торговцами греческого происхождения. На стороне повстанцев также выступил отряд русских добровольцев. 13 октября 1820 г. Ипсиланти прибыл в Измаил. Вскоре здесь состоялся большой военный совет "Филики Этерия" с участием ее виднейших руководителей. На севере Греции между Али-пашой и Махмудом II на этот момент уже 4 месяца бушевала война. Поэтому Измаилское совещание приняло решение начать освободительное восстание в Греции через два месяца. Столько времени требовалось Ипсиланти для того, чтобы добраться сушей до Триеста, а оттуда до Мани, "где намечалось начать восстание". "Одновременно должно было начаться восстание в Дунайских княжествах. Предполагалось также обратиться к вождю сербов Милошу Обреновичу с просьбой о военном содействии". Через некоторое время руководители тайной организации приступили к осуществлению решений Измаилского совещания. Но неожиданно в начале ноября 1820 года Ипсиланти единолично изменяет план действий. Отказавшись от высадки в Мани и, следовательно, от непосредственного руководства восстанием в Греции, он решил вступить в Дунайские княжества, поднять здесь восстание, а затем пробиваться в Грецию через Македонию. Определенную роль в изменении плана сыграла, видимо, борьба между различными группировками внутри "Филики Этерия". Оказавшись не в состоянии подавить национально-освободительное движение греческого народа, султан Махмуд II вынужден был обратиться за помощью к египетскому паше Мухаммеду Али. Превосходя по своей численности, вооружению и боевой выучке силы греческих повстанцев, египетские войска в 1827 г. сумели подавить основные очаги восстания. Ситуация для греков стала критической. Лишь активные действия России не позволили Порте добиться полного "умиротворения" Греции. Через год трудной и жестокой борьбы Национальное собрание провозгласило независимость Греции. Однако внутренние разногласия привели к гражданской войне 1823-25 гг. В 1827 г. Национальное собрание избрало первого президента Греции. И в этом же году Россия, Англия и Франция выступили гарантами автономии Греции. В итоге русско-турецкой войны в соответствии с Адрианопольским мирным договором Турция признала автономию Греции и с 1830 года Эллада является независимым государством.

В период с 1830 по 1922 гг. Греция переживала период волнений и политических катаклизмов. Великие державы навязали Греции монархическую форму правления и поддерживали на престоле представителей то баварской, то датской династий. Находясь под влиянием ведущих глобальных держав, оказавших помощь в обретении свободы, Греция была обязана прислушиваться к их мнению. В 1862 году президентом страны был избран принц Дании, Георг I. Англия передала Греции острова Ионического моря. В 1878 г. был подписан Сан Стефанский договор, по которому Греции возвращались Фессалия и часть Эпира. Следующее прибавление местности ждало Элладу в начале 20 века, когда в ходе Балканской войны 1912-13 г.Г. Греческая армия освободила Крит, Эпир, о-ва Эгейского моря и Македонию. А в итоге Первой Мировой войны Греция получила Фракию и Измир. В 1922 году произошла так называемая "Малоазийская трагедия". Это событие имело катастрофические последствия: турки вынудили корабли с беженцами, плывшими на Балканы, вернуться на континент и истребили всех находившихся в их числе греков из Смирны. Греции пришлось забыть о собственных имперских намерениях высвободить часть Малой Азии вдоль побережья от турецкого владычества и вернуть себе былую славу.

В 1924 г. в стране провозгласили республику, но уже в 1935 г. вновь реставрировали монархию, а через год в результате переворота все политические партии были распущены и выдвинут курс на сближение с Германией. В 1940 г. на территорию Эпира вступили итальянские войска, и, хотя на ультиматум Италии греческое правительство и ответило «Нет!», но ни оно, ни высшее командование не собирались оказывать сопротивления. Но для греческого народа лозунг «Нет!» (по-гречески – «Охи!») прозвучал с полной силой. Армия, командование которой приняли на себя младшие офицеры, и весь народ оказали героическое сопротивление итальянским фашистам. Ныне «День охи» – 28 октября – большой гражданский праздник греческого народа. В апреле 1941 Германия оккупировала Югославию и Грецию, за несколько недель сломив организованное сопротивление. Греция была разделена на зоны, куда были введены немецкие, болгарские и итальянские войска. В Афинах немцы посадили марионеточное правительство. В оккупированной Греции многие консервативные и либеральные антикоммунистические деятели сотрудничали с Германией. Коллаборационистское правительство формировало из греков охранные батальоны. В стране возникло партизанское движение, направленное против немцев.

В сентябре 1941 г. создан Греческий национально-освободительный фронт (ЭАМ), в декабре 1942 г. в Центральной Греции начали действовать первые отряды греческой Народно-освободительной армии (ЭЛАС). Это была народная армия: ее бойцами и командирами были рабочие, крестьяне, служащие, ремесленники, патриотически настроенные профессиональные военные. В Каире продолжало существовать греческое правительство в изгнании. После высадки в декабре 1944 г. в Греции английского экспедиционного корпуса началось вмешательство Англии и США во внутреннюю жизнь страны, что помогло установлению режима, угодного местной олигархии и иностранным монополиям. В Афины вернулось из эмиграции правительство. Английские войска начали военные операции против ЭЛАС. В 1946 г. была восстановлена монархия. В 1947 г. Греции были возвращены Родос и о-ва Додеканес.

Следующий этап развития Греции начинается в 1952 г. с попытки модернизации экономики, предпринятой тогдашним премьер-министром. Развивается экономика, страна вступает в НАТО. Однако в 1967 г. происходит военный переворот и устанавливается военная диктатура, породившая еще одну волну эмиграции. Через 7 лет военный режим пал и у власти вновь оказалось гражданское правительство. В результате референдума греки выбрали Республику и монархия была ликвидирована. Период с 1922 по 1974 г.г. характеризуется обострением внутренних противоречий в обществе. Произошло 14 Путчей и переворотов. Страна разделилась на несколько лагерей. Коммунисты, военные, сторонники американцев и преверженцы монархии. В 1974 году стране пришлось осознать недопустимость такого положения дел.

9 августа 1949, Греция стала 11-ым государством - членом Совета Европы, (CoE), который был основан в тот же самый год. После саммита СоЕ в Вене 1992 Греция выразила особый интерес к цели Организации усилить демократическую безопасность на Европейском Континенте. Она конструктивно участвовала во всех попытках предупреждения вооруженных конфликтов и принятия решений в спорах с привлечением метода угрозы или использованием силы, в то же время это способствует установлению мира, стабильности и безопасности в Европе. Среди других действий в этом ключе, Греция приняла активное участие в Европейской Кампании Молодежи против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости и существенно способствовала релевантному бюджету. Кроме того, Греция стала членом Северной Атлантической Организации Соглашения (НАТО) в 1952. При согласовании со своими союзниками, Греция обеспечила хорошие условия для действий НАТО на Балканах и в Афганистане. В последнем случае, это обеспечило использование его воздушного пространства и воздушной базы для заправки натовского самолета и послало надводное судно натовской силе в Аравийском море и еще 300 отрядов в Косово, в дополнение к уже служащим там 1.600,чтобы уменьшить число натовских отрядов, переместившихся в Афганистан. В настоящее время греческие военные силы, как часть натовских войск, находятся в Косово, БЮРМ и Афганистане Кроме того, в самом начале конференции в Хельсинках Греция была активно вовлечена в работу Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе (ОБСЕ). 14 августа 1974 года безрезультатно заканчиваются в Женеве трехсторонние переговоры между Грецией, Турцией и Великобританией по вопросу о положении на Кипре. Часом позднее турецкие боевые самолеты наносят бомбовые удары по Никозии, Аммохосто и иным населенным пунктам острова. Днем, 14 августа, турецкие танки и огромное количество пехоты начали пришествие из Никозии на восток, в сторону Аммохосто, и на запад, в сторону Левка-Лимнити. На Военном совете, состоявшемся в 6 часов утра в Афинах под председательством Константиноса Караманлиса, греческая сторона с прискорбием осознала, что Греция не в силах оказать на Турцию военное давление и обязана ограничиться только дипломатическими мерами. 5 августа оккупационные войска вступают в Аммохосто, и 16 августа вся операция завершается взятием Морфоса. Турецкая сторона, добившись поставленных перед собой военных целей, соглашается прекратить боевые деяния в 6 часов вечера, 16 августа 1974 года. Под пятой оккупантов оказалось 36,4% местности Кипра. Около 2000 греков погибли, свыше 1600 человек пропали без вести, 200 000 обязаны были покинуть насиженные места. Это привело к пониманию того, что лишь объединившись, страна сумеет развиваться дальше как европейское правительство. 8 Декабря на первом по-настоящему демократическом референдуме граждане проголосовали за ликвидацию монархии. Под управлением Константиноса Караманлиса в Греции происходит консолидация демократических сил, развивается экономика, легализуется коммунистическая партия. В 1981 г. Греция вступает в ЕЭС, а на выборах побеждает Социалистическая партия, и её узнаваемый фаворит Андреас Папандреу становится президентом страны, оставаясь у власти долгие 7 лет. Это был период политического застоя и экономической коррупции правящей партии.
Россия
Россия,Сочи
45400
ЗАВТРАК
Россия
Россия,Сочи
49900
ЗАВТРАК +ОБЕД+УЖИН
Акваград 4* ЛооНА ДВОИХ от 4 дней
Россия
Россия,Сочи
44500
ЗАВТРАК
Сочи ПаркНА ДВОИХ от 4 дней
Абхазия
Абхазия,Сухум
72000
ЗАВТРАКИ+УЖИНЫ
Гаруда, Бутик-ОтельНА ДВОИХ от 1 дней

Связаться с нами


Внимание! Уважаемые туристы, в основном мы сейчас работаем дистанционно, если вы хотите очной встречи с вашим менеджеров в офисе или намерены оплачивать наличными, то записывайтесь на посещение офиса заранее. Наш офис сертифицирован на предмет безопасности по Covid. QR код безопасности.