Разделы Египет
История Египта География Египта Климат Египта
Курорты Египта Экскурсии Египта Культура Египта
Экономика Египта Развлечения в Египте Интересное о Египте
Отели Египта

туры в Египет,культура Египта

    Египет периода Раннего царства жил в эпоху медно - каменного века. Но уже была создана и постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность использовать преимущества природных условий Нильской долины. Все это способствовало тому, что при низком еще техническом уровне был достигнут огромный рост производительности труда, прежде всего в земледелии, появился прибавочный продукт, следовательно, возникла и возможность его присвоения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Об уровне развития производительных сил тогдашнего общества можно судить по орудиям производства, в изобилии дошедшим до нас из раннединастических погребений. Это, прежде всего, изделия из меди - плоские рабочие топоры, ножи, тесла, гарпуны, рыболовные крючки, вилы, наконечники деревянных мотыг; кроме того, боевые топоры с закругленными лезвиями, кинжалы, чаши и сосуды различных форм. Но наряду с медными найдено много и каменных, особенно кремневых орудий и предметов обихода различного назначения. В погребениях найдены также деревянные орудия труда, изделия из слоновой кости, украшения из египетского фаянса, разнообразная керамическая посуда, изготовленная еще без применения гончарного круга.

    В строительстве применялись в основном необожженный кирпич, дерево; использование камня в строительстве было еще очень ограниченно и носило вспомогательный характер. Быстрому прогрессу страны способствовало также то, что почти все необходимое для себя египтяне находили или в самой долине, или же в непосредственной близости от нее. Повсюду встречались разнообразные породы камня, в том числе мягкого, легкого в обработке известняка. Рощи акаций, в это время еще обширные, давали строительный лес; некоторые сорта древесины доставлялись из Ливана морем, другие получали из Центральной Африки. Заросли папируса, который широко применялся египтянами как для производства своеобразной "бумаги", так и для плетения папирусных судов, использовавшихся при рыбной ловле и охоте на водоплавающую птицу в тихих заводях Дельты, также были неисчерпаемым источником сырья. Молодые побеги папируса шли в пищу.

       

    Для изготовления папируса использовалось одноименное растение Papyrus, принадлежащее к семейству осоковых. В древности дикорастущий папирус был распространен в долине Нила, ныне же он почти вывелся. При изготовлении писчего материала стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом еще один ряд полосок и помещали под пресс. После сушки лист папируса отбивали молотком. Затем получившиеся листы папируса склеивались в свитки, а в более позднее время соединялись в книги. Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой. В Египте папирусы появились еще в додинастическую эпоху, вероятно, одновременно с изобретением письма. Нил славился изобилием рыбы, основного нерастительного продукта питания простых египтян. Медь, как и в додинастические времена, египтяне добывали в копях Синайского полуострова, золото - к востоку от долины, в пустыне, а позже - на юге, в Нильской Эфиопии. Из злаковых культур, выращивавшихся в Египте в период Раннего, а также Древнего царства, основной культурой был ячмень, который со временем стал отчасти вытесняться пшеницей - двузернянкой. Широко было развито скотоводство. Памятники свидетельствуют о существовании различных пород крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, свиней. Развиваются (особенно интенсивно в Дельте) садоводство, огородничество, виноградарство. Дошедшие до нас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества. Египтяне занимались также рыболовством, разведением водоплавающей птицы, охотой.

И в математике и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Материалы, содержащиеся в папирусах, позволяют утверждать, что за 20 веков до нашей эры в Египте начали складываться элементы математики как науки. Эти элементы ещё только начинают выделяться из практических задач, целиком подчинены их содержанию. Техника вычислений ещё примитивна, методы решения задач не единообразны. Египтяне имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел; Решали задачи по определению объема усеченной пирамиды и площади поверхности полушария; Производили сложные геометрические построения; Определяли площадь круга методом построения промежуточного квадрата со сторонами, равными 8/9 диаметра; Умели возводить в степень и извлекать квадратные корни; Умели вычислять площадь поля, объем (корзины, амбары и т.п.); Обладали знаниями арифметической и геометрической прогрессией.

Тексты астрономического содержания сохранились на многих памятниках эпохи Среднего и Нового царств и более позднего времени. Они встречаются на стенах и потолках гробниц и храмов, в кенотафах (ложных гробницах, в которых не производились захоронения), на водяных и солнечных часах и других инструментах. Известно несколько демотических папирусов греко-римского периода, содержание которых относится к истории древнеегипетской астрономии. Особенно важны в этой связи папирусы № 1 и № 9 из Карлсбергской коллекции Копенгагенского университета. Египетские пирамиды представляют особый интерес с точки зрения истории астрономии. Их точная ориентировка по странам света предполагает наличие особых методов ориентирования, основанных на наблюдениях небесных светил.

Египетская литература, возникшая как часть египетской культуры и вместе с нею исчезнувшая, прожила более долгую жизнь, чем независимое египетское государство; начиная с 332 г. до н. э. государство это становится частью политического мира эллинизма. Однако же самобытная египетская культура продолжает жить и развиваться и в новых политических условиях даже в первые века господства римлян.

Египетское общество в древние времена жило напряженной, богатой и многосторонней духовной жизнью. Египетская культура в целом является одним из истоков культуры всемирной. Египетская литература, представляющая собой одно из самых ярких и художественно ценных проявлений этой культуры, самобытна и глубоко человечна. Она неразрывно связана с жизнью общества и его идеологией. А так как в эпоху ее развития в идеологии преобладающую роль играла религия, не удивительно, что египетская литература испытала на себе существенное влияние религии, и нередко в ее произведениях обнаруживается религиозное мироощущение в различных его проявлениях. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература в основном литература религиозная или богословская. Наоборот, она представлена самыми разнообразными жанрами.

От эпохи Древнего царства сохранились так называемые “Тексты пирамид”, начертанные на стенах внутренних коридоров и камер в пирамидах некоторых фараонов V и VI династий (около 2400 г. до н. э.). “Тексты пирамид” едва ли не древнейшая в мировой истории коллекция религиозных текстов. В этом огромном собрании магических формул и изречений с большой силой запечатлено стремление смертного обрести бессмертие богов.

О литературе эпохи Древнего царства ученые располагают весьма отрывочными данными. Однако не приходится сомневаться, что тогда существовала богатая и разнообразная литература, в основном, полностью для нас погибшая. Нам известны тексты совершенно иного типа, чем “Тексты пирамид”, хотя они тоже относятся к религиозному ритуалу. Это автобиографические надписи вельмож: на надгробной плите необходимо было увековечить имя умершего. Упоминание имени сопровождалось перечислением титулов и должностей покойного, а также списком жертвенных даров, которые ему предназначались. К этой чисто ритуальной части текста мало - помалу для прославления умершего стали прибавлять описания различных эпизодов из его жизни, свидетельствующих о его заслугах перед фараоном, благосклонности последнего к умершему. Словом, все, что могло возвеличить и приукрасить его личность. Ритуальная надгробная надпись развертывалась в автобиографию. Историческая и художественная ценность произведений этого жанра не подлежит сомнению. Искусность и сложность композиции, изощренность стиля, умение объединить одной "рамкой" несколько сюжетных линий.

Подобные элементы построения произведения встречаются в сказках о фараоне Хуфу и чародеях, в "Сказке о потерпевшем кораблекрушение" и, прежде всего, в "Поучениях Неферти". Этот жанр, получив широкое распространение в эпоху Среднего Царства, развивается на базе более изысканных литературных традиций, а, стало быть, и приемов. Авторы прибегают к рефренам, повторению слов аллитерациям, параллелизму членов (т.е. к выражению одной мысли разными словами: "Открываются для тебя врата неба, отверзаются для тебя врата прохлады") . Тематика поучений не всегда меняется от раза к разу, от эпохи к эпохе. В "Поучении Птахотепа", содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что "бог возвышает знатного человека", просящему рекомендуется набраться смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения пронизано все произведение. Из гимнов эпохи Среднего царства, обращенных к божествам, наибольшими литературными достоинствами отличается гимн Хапи, богу Нила. Несколько версий гимна, дошедших до нас, относятся к эпохе Нового царства, но несомненно, что они лишь поздние записи, свидетельствующие о популярности произведения.

Значительного развития жанры эпохи Среднего царства достигают в эпоху Нового Царства, когда завоевательная политика фараонов находится в зените славы и почета. Главное отличие литературы Нового царства от литературы Среднего царства заключается в языке - литература Среднего царства написана на среднеегипетском, литература Нового царства - на новоегипетском языке. Литература Нового царства представлена множеством сказок, - таковы, например, “Два брата”, “Правда и Кривда”, “Обреченный царевич” - а также множеством дидактических произведений - “поучений”. Ко времени Нового царства относится и ряд произведений, воспевающих воинскую доблесть фараонов, а также высокопоэтические гимны разным божествам, например, гимн богу Атону.

С древнейших времен (2635—2155 гг. ло н.э.) музыка в Египте играла важную роль, как в религии, так и в повседневной жизни. Египтяне называли музыку «радость», культивируя это искусство во всех социаль¬ных сферах. Они также внесли свой вклад в развитие и усовершенствование музыкальных инструментов. Огромное значение имеют данные археологии. Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире.

В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление. Прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее.

Однако никакого вида "нотной" записи не существовало, музыка входило в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителя. Подлинная музыка древнего Египта неизвестна, так же, как и истинного звучания древнеегипетского языка. В Египте были даже знаменитые музыкальные коллективы, такие как хор и ансамбль жриц храма Мут в Карнаке (XIX династия), которых приглашал к себе на торжества храм Птаха в Мемфисе. После многолетних сложнейших исследований было выявлено, что строй египетской музыки напоминал нечто среднее между шотландским и китайским музыкальным строем.

Основным признаком одежды в период древних культур является ее неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена просматривается техническое совершенство одежды, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке платья.

 В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины и различным образом драпированная. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась поясом — тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии.

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Все драпировки обычно формировались со спинки наперед и располагались спереди четкими, ритмичными формами, в то время как спинка оставалась облегающей. Соответственно не было удлинения одежды сзади. Идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), этот натурализм сдержан и в первый момент ускользает от внимания.

В период Нового царства ощущается новая стилизация одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве. Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ, собственно это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде опять просматривается стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей, Кефер. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.

Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей. Драгоценности располагали в середине лба. Об этой точке любят писать на Западе в популярных книгах, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Ювелирные изделия носили на лодыжках и на других частях тела, удивительным образом совпадающих со священными местами, которые в индийской традиции называются чакрами; это некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют нашей психической или духовной жизнью.

Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству. Египетские драгоценности, египетская мода, как и все искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение. В двадцатых годах нашего века внешние события повлияли на возрождение египетской моды.

Язык, на котором говорили древние египтяне, исчез ещё несколько тысяч лет назад. В наше время жители Египта говорят на арабском языке. Древнеегипетская письменность была развитым и для своего времени гибким и удобным словесно - слоговым письмом. Египетский язык образует особую группу афразийской (семито-хамитской) языковой семьи. Его носители осели в долине Нила около 5 тыс. до н. э.

Древнейшие египетские письменные памятники представляют собой символические изображения, которые не имеют четкого звукового значения и понимаются по принципу ребуса (надписи на таблицах и булавах царей до объединения Египта конец 4 тыс. до н. э., в т. ч. знаменитая палетка Нармера). Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется в эпоху Раннего царства. Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы). Фонограммы передавали один или несколько (максимум четыре) согласных звуков. Чтение гласных, в настоящее время установлено лишь условно. Фонограммы представляли собой изображения предметов, звучание названий которых отрывалось от их смысла и использовалось для передачи звуков уже совершенно других слов.

Большинство идеограмм ставились после звукового написания слова и указывали к какой категории предметов или явлений оно относится (изображение человека указывало на обозначение профессии, должности или социальной категории). Овладение египетской письменностью было сравнительно легко из-за отсутствия гласных и привязки каждого знака к конкретному изображению. По существу, лишь традиционализм ее создателей не дал ей развиться до стадии алфавита.

В Египте на всем протяжении его древнейшей истории существовало три вида древнеегипетской письменности, соответствовавших не столько разным этапам развития языка, сколько разным категориям текстов, для записи которых они использовались.

1) Иероглифическое письмо (из знаков и рисунков, предназначенных для монументальных и полудекоративных надписей на камне и металле. Оно возникло из древнейшей пиктографии и существовало до начала н. э.)

2) Иератическое письмо (стало более схематично, на папирусе или осколках камня и керамики, сложилось к началу Древнего царства)

3) С середины 1 тыс. до н. э. иероглифика и иератика используются только для торжественных или намеренно архаизированных текстов на вышедшем из разговорной речи среднеегипетском языке. Новые надписи, литературные и тем более деловые тексты пишутся на позднеегипетском (демотическом) языке. Оно возникло из иератики, но отличается особенной курсивностью, обилием лигатур (слитных написаний знаков) и наиболее сложно для изучения.

Для поздней иероглифики и иератики характерна намеренная архаизация знаков, написания с помощью игры звуков и знаков, элементы криптографии. Последние иероглифические и иератические тексты относятся к 3 - 4 в. н. э., последняя демотическая (и соответственно вообще древнеегипетская) надпись к середине 5 в. н. э. В это время египетский язык входит в свою коптскую стадию с графикой, разработанной на основе греческого алфавита.

Пирамиды состояли из подземного помещения очень небольшого размера и огромного надземного холма - мастабы.

Пирамида Джосера в Саккара (28 век до Н.Э. ), постороенная зодчим Имхотепом. Высота более 60м. Ступенчатая. Состояла из семи убывающих сверху ступеней. Семь ступеней пирамиды Джосера соответствуют семи известным египтянам планетам и семи символическим ступеням человеческой жизни в загробном мире. Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и ранние мастабы. В более поздних пирамидах хоронили только одного царя. В пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не было найдено (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка). Пирамида Джосера считается на сегодняшний день самым древним каменным сооружением на Земле. Здесь мы подходим к самым истокам архитектуры — ведь это была первая попытка человека создать монументальное сооружение из камня! В это время еще не выработан классический тип. Самый известный комплекс пирамид – Гиза.

Пирамида Хеопса в Гизе (27 век до Н.Э.) Из светлого камня посреди пустыни. В плане - квадрат, по сторонам - равнобедренный треугольник. При обычном в этих местах ослепительном солнце резкие и четкие тени подчеркивают рациональность и ясность - это и есть главная идея пирамид, то есть идея вечной абсолютной ясности бессмертия фараона., а значит и вечного существования Египта. Лучше всего вечные формы могут быть воплощены в «вечных», самых твердых материалах. Высота пирамиды Хеопса - 147 м. (теперь из-за утраченной вершины и облицовки – 137м). Длина стороны основания - 233 м. Сложена из 2 миллионов 300000 блоков весом от 2,5 до 30 т. Дорогу для подвозки плит строили 10 лет. Идея бессмертия, мощи, деспотизма. В основе Великой пирамиды Хеопса лежит скала высотой приблизительно 8,2 метра. Однако периметр Пирамиды, находящийся на гранитной поверхности имеет отклонение от горизонтали не более двух см. и представляет собой почти идеальный квадрат (максимальное отклонение 3 минуты 33 секунды) со сторонами около 230 метров ( северная 230.25, западная 230.35, восточная 230.38, южная 230.4). Уникальность Пирамиды состоит также в исключительной точности ориентации граней по странам света. Ошибка составляет ничтожную величину - 0,015 процента ! Сегодня достижение такой точности потребовало бы применения лазерных теодолитов, топографических карт с разрешением 10 метров и армии инженеров, астрономов и каменотесов.

Пирамида Хефрена известна в первую очередь тем, что на прямой оси, ведущей к ней, стоит гигантская фигура сфинкса. Фигура изображает строгий лик фараона с туловищем льва Его высота - 20 м., а длина - 40 м. Взгляд ничего не видит и обращен к, вечности, то есть утверждает идею вечного покоя. Людей и что-либо земное он не замечает. Пирамида Хефрена на три метра ниже пирамиды Хеопса. Пирамида фараона Микерина. Высота 62 м, длина стороны основания - 108,4 м. Вместе с пирамидой Микерина три эти пирамиды составляют главный элемент комплекса в Гизе близ Мемфиса.

Внимание! Уважаемые туристы, в основном мы сейчас работаем дистанционно, если вы хотите очной встречи с вашим менеджеров в офисе или намерены оплачивать наличными, то записывайтесь на посещение офиса заранее. Наш офис сертифицирован на предмет безопасности по Covid. QR код безопасности.